Как определить левша, правша или амбидекстер?

19.02.2014 18:58



Бывает ситуация, когда мамочка не может понять к какой «рукости» относится ее ребенок, а между тем подходит пора готовиться к школе, писать первые буквы. И многое зависит от того как вы покажете ребенку сперва правильное написание, на чем настоите: «Держи ручку правильно!». Ведь дети в этом возрасте очень восприимчивы и послушны, стремятся все делать правильно.


Как не пропустить момент и понять к какой "рукости" тяготеет ваше чадо, чтобы не принудить к искусственному «переучиванию»? Конечно, в первую очередь необходимо понаблюдать какой рукой или ногой ваш малыш пользуется для активных действий, а какой для пассивных, статичных? Например, кушая йогурт какой рукой ребенок держит стаканчик, а какой ложечку? Активная рука будет работать ложкой. Играя в мяч или просто пиная комки снега на улице зимой, какую ногу использует ребенок, а какая остается опорной? Но если таких наблюдений не достаточно, то придется выяснять это специально опытным путем. Вот несколько примеров упражнений, которые помогут выяснить "рукость" ребенка.


Для начала подготовьтесь и отнеситесь к этому серьезно, чтобы ваше желаемое не предстало за действительное. Ведь некоторые мамочки хотят, чтобы их ребенок был особенным хотя бы левшой, некоторые считают это даже модным, а некоторым мамам хочется, чтобы их дитя было как все и воспринимают леворукость как дефект, расстраиваются. Но важно отнестись к «рукости» просто как к данности, ни хорошо это и не плохо, какая сторона ни была бы ведущей. Для наблюдений за упражнениями возьмите лист бумаги и ручку, фиксируйте названия упражнений, сколько раз было выполнено и какая при этом рука была ведущей. Ребенка настройте на увлекательную игру и начинайте.


1. Самым распространенным тестом является упражнение с мячом. Попросите ребенка поймать мячик одной рукой и тихонько киньте несколько раз, понаблюдайте какой рукой ребенок ловит. Конечно, мячик не должен быть соответствующего размера, чтобы удобно было ловить. Зафиксируйте результат.


2. Возьмите коробок спичек, высыпьте его содержимое на стол и покажите ребенку как можно сделать из спичек колодец, складывая спички квадратом одну на другую, раскидайте снова спички по столу и попросите ребенка построить колодец одной рукой. Понаблюдайте, зафиксируйте какой рукой собирал спички ребенок. Затем устройте ураган и разломайте колодец, а затем попросите починить. Снова понаблюдайте и зафиксируйте.


3. Возьмите 3-5 флакончиков с винтовой крышкой. Идеально подойдут флакончики от витаминов Алфавит, но если под рукой ничего подобного нет, то подойдут бутылки из под минералки или других напитков с винтовой крышкой. Попросите ребенка открутить крышки. Понаблюдайте, какой рукой ребенок держит флакончик (это будет пассивная сторона), а какой собственно откручивает. Зафиксируйте, похвалите ребенка и попросите снова закрутить, можно при этом поменять крышки местами для интереса. Снова сделайте выводы.


4. Для этого упражнения нужны только ладошка. Попросите малыша пальчиком на ладошке нарисовать воображаемый кружок. Та рука, которой будет рисовать - активна, на которой рисует - пассивна, отметьте активную руку и переходите к следующему упражнению.


5. Приготовьте небольшую коробочку или шкатулочку с мелкими предметами, попросите ребенка взять ее и достать предметы. Например, пуговицы из спичечного коробка. Отметьте активной ту руку, которой ребенок достает предметы, пассивной считается рука, которая будет просто держать коробочку.


Упражнения для наблюдения можно придумывать самим и следить за чистотой эксперимента. Ребенка ничто не должно отвлекать или стеснять его движения. Например расположиться за столом нужно так, чтобы ни с одной стороны не было стены, которая может мешать пользоваться рукой со стороны стены. Как можно меньше показывать пример во время упражнений, больше объяснять устно, чтобы ребенок руководствовался собственными ощущениями, а не вашим эталоном.


И последнее, что хочется отметить. Если в результате наблюдений выявится, что активно пользуется ваш малыш то одной, то другой рукой, то либо эту игру в упражнения нужно повторить, либо, что скорее всего, ваш ребенок - амбидекстер. То есть прекрасно пользуется обеими сторонами попеременно и не тяготеет ни к одной. Позвольте ему выбирать самому, как удобнее, такой ребенок может писать левой рукой, а ложку держать в правой. Зачастую из таких детей вырастают очень творческие личности.
Удачи вам любви и терпения!