Как научить ребенка ползать?

17.02.2014 16:03
 

Как научить ребенка ползать

*Начало самостоятельного передвижения – важный этап в развитии ребенка в первый год жизни. Ползание помогает не только укреплению мышц крохи, но и развитию моторики.

Определенный отрезок своего жизненного пути младенец должен проползти – в прямом смысле этого слова. Такой вид передвижения не только тренирует мышцы, но и способствует общему развитию.

Хочу двигаться сам!

Ребенок растет, меняется, хватает игрушки, двигается, переворачивается со спины на живот, но для достижения своей цели ему необходима помощь. Чтобы рассмотреть что-то, увидеть, кто пришел, понять, откуда доносится звук, обязательно нужен взрослый, который «доставит» малыша в интересующее его место. Но вот ребенок начинает ползать, и перед ним сразу открываются новые возможности. Нетерпеливые мамы и папы сразу хотят, чтобы малыш пошел, – не торопитесь, подождите немного. Давайте задержимся на этом новом этапе.Ползание – важнейшая веха в детском развитии.
Врачи-педиатры отмечают, что такой способ передвижения очень полезен для ребенка. При ползании малыш развивается физически, у него укрепляются почти все мышцы, особенно плечевого пояса, рук, позвоночного отдела, улучшается координация движений. Начинают работать мышцы, которые до начала ползания были мало задействованы или вообще не включены в работу. Этот вид передвижения служит подготовкой к следующему этапу – ходьбе, ведь у малыша укрепляются мышцы, необходимые для поддержания тела в вертикальном положении.

Но ползание важно не только с медицинской точки зрения. Ползая, ребенок учится думать, ведь ему необходимо принимать решения, куда и зачем ползти и как это лучше делать. Он постепенно начинает понимать, что может перемещаться в пространстве, может доставать предметы, которые находятся не только на расстоянии вытянутой руки, но и значительно дальше. Малыш сам выбирает тот стиль, которым ему удобнее ползти. Более того, ребенок осваивает разные способы ползания на разных поверхностях. Задача владеть своим телом, не теряя равновесия, – не из легких.

Ползание важно для макро- и микромоторики ребенка. Макромоторика и координация движений развиваются во время самого процесса ползания, в то время как микромоторика развивается параллельно, пока ребенок трогает предметы, лежащие на полу, дергает за бахрому ковра, засовывает пальчик в щель на паркете.

Ребенок знакомится с процессом движения как таковым, начинает понимать, что к интересующим его предметам можно приближаться, а можно от них удаляться, что можно двигаться с разной скоростью. Все эти навыки очень пригодятся ему потом для освоения ходьбы.

Вы можете помочь малышу, который не выражает желания ползать.

Открывая мир

  • Снимите пространственные ограничения – предоставьте ребенку возможность находиться на полу, а не сидеть все время в кровати или манеже.
  • Опуститесь на пол вместе с малышом – когда рядом находятся близкие люди, ребенку гораздо проще осваивать новый для себя вид передвижения.
  • Кладите интересные для малыша предметы (мягкие игрушки, машинки и др.) на небольшом расстоянии от него.
  • Катайте перед ребенком мячик. Малыш сможет сам его отталкивать, а затем стремиться достать.
  • Аккуратно приподнимайте ребенка за животик, создавайте опору для ног, показывайте, как правильно двигаться.

    Малыша сначала сильно пугает это новое умение, поэтому период, когда ребенок учится ползать, многие родители называют «ручным» – кроха очень часто просится «на ручки». Когда ребенок уползает от мамы, ему важно быть уверенным, что мама остается на месте и что он может вернуться к ней в любой момент.
    Потом нечто похожее происходит, когда малыш осваивает ходьбу.

    Как только малыш начнет передвигаться самостоятельно, не важно каким способом – ползком или уже на своих двоих, вам придется стать предельно внимательными. Окрыленный своими новыми возможностями, кроха активно познает мир, еще не осознавая опасностей. Его может заинтересовать и скатерть, свисающая со стола, на котором стоит стеклянная посуда, и содержимое шкафа, дверцы которого легко открыть, и лестница, ведущая на второй этаж дома. Старайтесь не оставлять ребенка одного без присмотра.

    Своим путем

    Многие родители хвастаются тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Но на самом деле, дети, которые рано начали ходить, добирают свое в более старшем возрасте. И не надо ругать подросшего малыша за его интерес к «половой» жизни. Ему важно доползать свое. Родители тоже могут садиться на пол к ребенку, тем самым стимулируя его к ползанию.
    Каждый малыш проходит свой путь в освоении пространства в промежутке примерно с пяти месяцев до года с небольшим. Все дети в разные моменты начинают переворачиваться, ползать, ходить. Способы передвижения ползком весьма разнообразны. Кто-то сначала движется назад, кто-то – по-пластунски, кто-то – вперед, сразу подгибая под себя две ноги, у кого-то одновременно движутся сначала левая нога и левая рука, а потом правая рука и правая нога, кто-то практикует перекрестный ход. И это все варианты нормы. Не надо ожидать от малыша, что он будет копировать поведение соседского ребенка, у него свой путь развития.

    • Ползая, малыш учится ориентироваться в пространстве, он изучает поверхность пола, расположение предметов в квартире, экспериментирует, как из-под одного предмета достать другой. Он осваивает не только пространство вокруг себя, но и лучше узнает свое собственное тело: касание разными частями тела отдельных поверхностей способствует формированию у него схемы тела.
    • Ребенок совершенствует свое зрительное восприятие. Согласитесь, картинка из кровати или с маминых рук сильно отличается от того, что младенец видит на полу.
    • У ребенка развивается взаимодействие между двумя полушариями мозга, ведь при движении ползком у малышей одновременно двигаются правая рука и левая нога или левая рука и правая нога. Такой вид ползания называется перекрестным, оно наиболее эффективно.
    • Трудно поверить, но, ползая, малыш создает основу для дальнейшего речевого развития, ведь для освоения некоторых сложных грамматических конструкций необходимо умение хорошо ориентироваться в пространстве, а ползание этому очень способствует.
    • Новый этап развития ребенка готовит его к постепенному отделению от мамы. На первом году жизни маму и ребенка психологи часто называют системой «мы», потому что они очень взаимозависимы. После года начинается постепенное отделение малыша от мамы, но первые шаги к этому начинаются с попытки двигаться в направлении от мамы. Впервые такую возможность дает ползание.